Немного про СиБи связь.
Данный текст мы подготовили для тех, кто впервые решил использовать радиосвязь для каких-то своих целей. Для примера возьмем востребованный сейчас вариант использования СиБи радиосвязи на дорожных просторах. Начнем с простого понимания что это такое и его составные части.
Любая радиосвязь подразумевает наличие приемо-передающего устройства и антенны. В нашем случае это возимая (или носимая) радиостанция СиБи диапазона и антенна.
Почему «СиБи» (СВ)? Это дань аббревиатуре «Citizen Band» - Гражданский диапазон, т. е. частоты для работы на которых не требуется какого-либо разрешения.
Начиналось все с 40 каналов, частоты с 26.965МГц до 27.405МГц, с шагом в 10КГц (иногда 20). Такими 40-канальными станциями оснащались большие грузовики, которые «гоняли» по всему миру. Потом диапазон частот расширили, и в некоторых странах (в России тоже) разрешенными стали 400 каналов (10 сеток (от А до L) по 40 каналов) с частотами от 25.615МГц до 30.105МГц.
Сама передача и прием радиосигнала имеют еще один важный (для общего понимания) параметр — это вид модуляции. В СиБи связи их два: Частотная (FM) и Амплитудная (АМ). Кстати, первые «40-каналки» имели только АМ модуляцию.
Еще один важный параметр - это выходная мощность. Стандартно это 4Вт (W), но есть страны, где разрешена мощность только 1Вт. В России де-факто используют радиостанции с 4 и 10Вт. Перечисленные три параметра: частота, модуляция и мощность, в разных странах, имеют различные ограничения — поэтому их надо четко знать и понимать.
Еще один нюанс! Заметили, мы указали частоты с окончанием на «5» ! Но, есть такие же каналы, совсем рядом, с окончанием на «0» - например, канал 15D — 27.130МГц и 27.135МГц.
Понятно, что для осуществления сеанса радиосвязи, на радиостанциях обоих абонентов должны быть установлены одинаковые параметры: частота (канал), модуляция и CTCSS* тон, если он используется (есть радиостанции, оснащенные этой «функцией»).
*CTCSS тон — это низко-частотный сигнал (от 67 до 254 Гц), который передается вместе с основной частотой канала. Он используется системой шумоподавления радиостанции, для более эффективной работы.
Система шумоподавления нужна для того, чтобы радиостанция принимала только полезный (с использованием CTCSS и только «свой») сигнал и не принимала эфирный шум.
Существуют «ручной» и «автоматический» режимы работы шумоподавителя. За автоматический отвечает автоматика, за ручной - сам пользователь, настраивая уровень ручкой. Автоматический удобен, а ручной позволяет точно настроить порог срабатывания, что полезно для приема «слабых» сигналов.
Теперь про антенну.
Напрасно некоторые думают, что антенна это так, «бесплатное» приложение к радиостанции! Антенна - это очень важная часть радиосвязи! Есть такое понятие как «эффективность» антенны, ведь антенна может «усиливать» сигнал, причем, в обе стороны - при приеме и при передачи сигнала! Но, для этого нужна антенна «правильной» конструкции — и это отдельно большая тема.
Как правило, для авто мы имеем антенну типа «вертикальный штырь». Антенны есть магнитные, врубные, короткие, длинные — на любой вкус. Кроме того, антенна должна быть настроена на рабочую частоту. Настройку антенны можно сравнить с работой крана, в системе водоснабжения : или он полностью открыт (это идеально), или прикрыт (часть энергии радиоволны не проходит), или течет (тоже потеря энергии волны). Саму настройку возможно сделать только при наличии соответствующего прибора и квалификации исполнителя.
Для практического использования важно также размещение антенны, в нашем случае на автомобиле. От этого зависит так называемая «диаграмма направленности» антенны. Проще говоря как антенна распространяет радиоволну в пространство. Идеальное место - это центр металлической крыши авто (помните, что есть авто и с пластиковой крышей). Причем, антенна не должна закрываться багажом, тем более какими-либо металлическими элементами. В этом случае волна распространяется равномерно по кругу.
И в заключение, немного про питание. Автомобильные радиостанции питаются от борт сети авто (12В), но не забывайте, что есть авто, у которых борт сеть это 24В. Для таких авто нужен преобразователь напряжения с 24В на 12В (правильный и лучший вариант). Но и само подключение даже к 12В должно делать правильно, дабы не получить неприятности с борт сетью, а такое бывает.